Глухота – заболевание, характеризующееся полным отсутствием или значительным понижением слуха, которое приводит к невозможности восприятия речи. По статистическим данным, только в России более 2 миллионов детей, страдают отсутствием слуха, и только малая часть из них имеет возможность воспринимать окружающий их мир через слуховые аппараты. Из этого числа, по статистике, лишь один из тысячи рождается с врожденной патологией.
Глухота и глухонемота – два зачастую неразделимых страдания, поскольку немота крайне редко встречается в связи с определенными пороками органов речи, но причиной ее в большинстве случаев является потеря и отсутствие слуха. Врожденная или приобретенная в детском возрасте глухота, обусловленная отсутствием речи, неизменно порождает немоту.
Истинное количество глухонемых неизвестно ввиду того, что проведением статистических данных зачастую занимаются люди далекие от медицины, да и диагностировать заболевание у маленьких детей, которые еще не начали говорить, не представляется возможным не только для обычного человека, но и специалиста в этой области также. Но, по определенным данным количество людей на земном шаре, страдающих пороком глухонемоты около 1 850 000 человек.
К числу причин, вызывающих глухоту врачи относят:
- внутриутробные и родовые травмы, недоношенность младенцев;
- перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, в частности краснуха, которая в дальнейшем приводит к поражению слуха, зрения и сердца у ребенка;
- перенесенные в раннем детстве такие недуги, как отит, скарлатина, корь, грипп и менингит, что приводит к ухудшению слуха;
- наследственность;
- приобретенная глухота, ввиду постоянного воздействия шума, только в Москве в магазин слуховых аппаратов обращаются многочисленное количество людей, поскольку уровень нарушений слуха у жителей этого мегаполиса по статистике в 1,5 раза выше, чем по всей России.
Маленькие дети, рожденные с пороком глухоты или потерявшие слух до момента развития речи, до недавнего времени автоматически были лишены возможности овладения речью без применения особых методик. Прежние методики, широко применяемые в России в специализированных учреждениях, такие как жестовая речь, дактилология и верботональный метод, позволяли лишь общаться, объединяя страдающих нарушением слуха людей в особую социальную прослойку, отчужденную и изолированную от мира здоровых и благополучных людей.
Сегодня медики относятся к проблеме глухоты иначе, используя новые подходы и методы, уделяя внимание формированию после установления диагноза ребенку нормальной словесной речи, что очень важно на начальном этапе. Один из методов, успешно разрабатываемых в последние годы применяемый для улучшения слуха у людей страдающих полной глухотой – это кохлеарная имплантация (электронное протезирование улитки). Эффективным и популярным методом является также слухопротезирование. Правильно настроенный, с учетом индивидуальных слуховых характеристик, слуховой аппарат, купить который сейчас не составляет труда, дает ребенку очень важную возможность – слышать человеческую речь, причем не только свою, но и чужую. Возможность слухового восприятия речи и подражания ей – это основа для овладения столь необходимой словесной речью ребенку.